Сегодня рассмотрим упрощенную структуру отдела продаж любой торговой компании. Начиная снизу вверх по карьерной лестнице, эта структура будет выглядеть примерно так: мерчендайзер – торговый представитель – супервайзер – руководитель отдела продаж – генеральный директор.
Мерчендайзер.
Простыми словами мерчендайзинг – это искусство выкладки товара. Крайне важно, чтобы Ваш товар был в зоне видимости покупателя, иначе его никто не купит. Также важно, чтобы товар всегда был на полке (при наличии запасов на складе). Работа мерчендайзера заключается в поддержании ассортимента на полочном пространстве. Мерчендайзеры обычно бывают в крупных компаниях с большими оборотами и работают исключительно с большими магазинами (супермаркетами и выше).
Торговый представитель.
Руки, ноги, глаза и уши торговой компании. Без торговых представителей немыслимо развитие любого отдела продаж, работающего с розницей. По телефону не продашь столько, сколько можно продать при личном визите в торговую точку. Именно поэтому на торговых представителей возлагают большие надежды, ставят хорошие мотивационные программы и т.д. Они ядро отдела продаж. Про обязанности и функции торгового представителя уже упоминалось.
Супервайзер.
Супервайзер – следующая ступень в структуре отдела продаж. В подчинении у супервайзера, как правило, 5-6 торговых представителей. Больше – тяжело все контролировать (дебиторку, развитие территории и т.д.), меньше – не рентабельно. Работа супервайзера связана с помощью своим торговым представителям в выполнении поставленных задач. Супервайзеры помогают присоединять новые торговые точки, разбираться с дебиторкой сложных клиентов, контролируют рабочий день своих подчиненных, проводят собеседования с новыми торговыми представителями и оценивают их потенциал – брать на испытательный срок или нет. В общем, забот хватает. Если торговый представитель отвечает только за свою территорию, то супервайзер за все 5-6.
Руководитель отдела продаж.
Руководитель отдела продаж в большинстве случаев работа офисная. Планирование продаж, составления отчетов для генерального директора и для торговых представителей на собрание (чтобы были видны слабые стороны каждого торгового представителя в цифрах), заказ очередных партий продукции (если нет отдела закупок) и многое другое – это все обязанности руководителя отдела продаж. Участие в переговорах с новыми поставщиками вместе с генеральным директором – тоже нередко встречается.
Генеральный директор.
Что тут добавить? Генеральный директор – это генеральный директор. Со всеми вытекающими последствиями. Договора, как с клиентами, так и с поставщиками, выбивание лучших условий от поставщиков. Отчетность перед учредителями… Контроль всей структуры компании, а не только отдела продаж. Вкратце как-то так. Когда стану генеральным директором опишу более подробно.
Понравилась статья? Подпишись на рассылку, чтобы первым узнать о добавлении новых статей и уроков на сайте, а также получить доступ к Секретному разделу сайта